Плодородны ли наши почвы?

Пока человек считает, что его почва неполноценная, он будет сыпать и сыпать в нее удобрения, и его ничем не переубедить. Ес­ли мы хотим отказаться от сильных удобрений, то на­чинать надо с доверия к своей природной зоне, к сво­ей почве.

Сразу скажу, что наши почвы средней полосы, включая дерново-подзолистые и болотные, на самом деле очень плодородны. Вопреки общепринятым взглядам. Нам внушили ученые, что наши дерново-подзолистые почвы очень бедные и выращивать на них что-либо без удобрений просто нет смысла. По­лучишь жалкую мелочь. То ли дело

черноземы!

Я хорошо помню, насколько прочно убедили ме­ня когда-то учебники по сельскому хозяйству, что без удобрений немыслимо что-то вырастить на подмос­ковной земле. У меня до сих пор стоят перед глаза­ми таблицы с дозами удобрений, с центнерами и тон­нами на «га». Помню, как в моем сознании почва без всех этих доз удобрений представлялась блеклой и бесплодной. Просто глина.

Сегодня многие люди думают так же.

Но как же тогда получается, что на наших так на­зываемых бедных дерново-подзолистых почвах про­израстают такие густые леса? Березы с плотной дре­весиной, дубы, ели. Высокие, местами непролазные леса.

При случае, оказавшись в лесу, разгребите сухие листья с земли и посмотрите, на какой почве произ­растают эти мощные деревья. Вы увидите рыжую светлую глину, гумуса в ней совсем мало. Любой поч­вовед на глаз скажет вам, что хуже этой почвы мо­гут быть разве что пески.

И все же… Представьте себе, сколько листьев рас­пускается каждый год над вашей головой на всех этих деревьях и кустах, да еще трава под ними. Огромная биомасса! И ей странным образом хватает питания.

Вы скажете почвоведу: посмотри, какой пышный мир наверху! Земля, выходит, способна родить? Да… Но по научной классификации, к великому сожале­нию, дерново-подзолистые почвы находятся в хвосте!

Она богатая, только по-хитрому. Природа устрои­ла все, как обычно, справедливо и гениально: если в черноземной полосе запасы органического вещества накапливаются внутри почвы в виде гумуса, то в по­лосе сильных осадков они накапливаются снаружи в виде древесины.

Сейчас мы это поясним. Давайте посмотрим, как же ухитряются деревья расти практически на голой глине.

Если вы копнете в лесу лопатой в любом месте, то там обязательно увидите одного или нескольких дож­девых червей (правда, в теплое время года они ухо­дят днем на глубину). Дождевые черви живут в на­шей почве в несметных количествах. Я где-то читал, что, например, на лугах в земле живет такое количе­ство дождевых червей, что их общий вес равен весу коров, которые могли бы прокормиться на данной площади. В лесу их, скорее всего, еще больше. И все эти черви заняты одним: они каждую ночь выходят на поверхность и затаскивают опавшие листья и жух­лую траву в почву. В сырой почве растительные ос­татки очень быстро разлагаются, а сами черви пита­ются разложенными растениями. Образование пере­гноя идет одновременно по двум направлениям: часть сопревших в почве листьев черви потом заглатыва­ют, и они быстро превращаются в перегной, а неис­пользованные ими растительные остатки сами собой разлагаются внутри почвы.

Обладая большой силой, дождевые черви затаски­вают внутрь почти весь растительный мусор, кроме крупных сучков (этому помогает ночная роса, кото­рая размягчает растительные остатки). Таким обра­зом, весь ворох опавших осенью листьев постепенно оказывается на глубине в несколько сантиметров, превращается в перегной и питает корни. Корни по­лучают ровно столько пищи, сколько нужно лесу на нынешний год. При этом запаса гумуса в самой поч­ве почти нет. И если мы его измерим, как это дела­ют ученые, то у нас выйдет, что почва пуста. На самом деле он очень большой. И существует целая «служ­ба» быстрого переваривания — дождевые черви.

К слову, вся природа, как известно, основана на взаимодействии мужского и женского начал, на их равновесии. Увиденная нами только что картина с почвами отражает этот принцип. Внутреннее счита­ется женским. Внешнее — мужским. Следовательно, черноземы, степи с внутренним накоплением запа­сов питания — это женское начало. Дерново-подзолистые почвы (промывные) и леса с внешним накоп­лением запасов питания — это мужское начало. Ле­са и степи дополняют друг друга на планете, они при­сутствуют в разных соотношениях на всех континен­тах, потому что это общий принцип существования всего живого.

У нас в саду тоже вовсю трудятся дождевые чер­ви. Я давно заметил, что подрубленные сорняки по­том куда-то исчезают. Думал, что они усыхают и кро­шатся. Но оказалось, что это работа червей. Как-то весной я не успел в первый приезд убрать прошло­годние листья из-под яблони и решил сделать это в следующий раз. И, приехав через неделю, обнаружил, что листья пропали. Осталась чистая земля, остатки листьев торчали пучками из норок дождевых червей.

Садовые черви крупные, отдельные экземпляры обладают огромными размерами. Используя ротприсоску, они утаскивают под землю все раститель­ные остатки — срезанные сорняки, сено, листву с де­ревьев. Вскоре это все станет отличным удобрением. Процесс идет непрерывно и медленно. Вредное дей­ствие тормозящих веществ, которые выделяются ли­стьями, не проявляется, так как черви «прибирают» в первую очередь наполовину разложившийся опад, который ослабил угнетающее воздействие на корни.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *